11.06.24 | 11:35

Профессия – фотограф: мыслить кадрами, как музыкант нотами

Николай Гернет рассказывает об особенностях «арктической» фотографии, уникальных людях и животных, фотоэкипировке в экспедициях и физической подготовке, необходимой трэвел-фотографу

Профессия – фотограф: мыслить кадрами, как музыкант нотами Николай Гернет – архангельский фотограф, блогер, победитель и финалист многих российских и международных фотоконкурсов, сотрудник отдела экологического просвещения и туризма национального парка «Русская Арктика».

Считает фотографию своим шестым чувством. Признаётся, что благодаря работе в «Русской Арктике» сбылась его мечта – сфотографировать белую медведицу с медвежатами в условиях дикой природы.

Мы беседуем на борту атомного ледокола «50 лет Победы», во время круизного туристического рейса к Северному полюсу с заходом на архипелаг Земля Франца-Иосифа, который сопровождает группа государственных инспекторов национального парка. Николай – один из участников четвёрки, которой предстоит обеспечивать охрану туристов от белого медведя и следить за соблюдением природоохранного законодательства нашей страны в ходе рейса.

Разговариваем в библиотеке, где с прошлого года стены украшают снимки Гернета, сделанные в разные годы на Земле Франца-Иосифа и севере Новой Земли. Для Николая это уже шестой сезон в «Русской Арктике».

Прежде всего исследователь

– В чём особенность работы фотографа в Арктике?

– Во-первых, ты должен ощущать себя не столько фотографом, сколько исследователем Арктики. Именно с таким подходом у тебя появится любознательность. Ты не должен просто фиксировать моменты: пришёл, увидел, сфотографировал – а стараться узнать Арктику глубже. Соответственно перед поездкой – и это касается, понятно, не только Арктики – ты должен изучить работы других авторов, которые здесь были, посмотреть сюжеты, которые уже супербанальны, но они тебе, как поехавшему в первый раз, могут казаться какими-то шедевральными. Нужно отдавать себе отчёт, что когда ты их привезёшь - своих знакомых, возможно, ты и поразишь своими снимками, а вот для фотосообщества в целом не принесёшь ничего нового. То есть любознательность твоя будет заключаться в том, чтобы постараться показать Арктику как-то заново. Естественно, нужно изучить виды животных, которых ты можешь встретить, узнать о них максимально. В какое время года кого можно встретить, чем они заняты в то время года, когда ты едешь. Например, интересно снять птиц, когда они начинают делать гнёзда.

Интересно снять птицу в охоте или с птенцами, или в какой-то необычный момент, когда, например, поморник отнимает пищу у моевки. Но для этого ты должен знать, куда смотреть. То есть если ты видишь поморника…

– Тебе нужно сначала определить вид…

– Да, это как минимум. И тогда – постой, подожди, может, он сейчас начнёт охотиться. Когда ты знаешь, чего ожидать от животного, ты можешь сделать кадры, которые максимально охарактеризуют этот вид в его активности. И тогда ты будешь выкладывать не просто фотографию: вот, мол, поморник – а вот, поморник, который живёт тем, что отнимает пищу у других птиц. Вот это класс!

– Погода в Арктике, особенности климатические мешают или помогают?

– Здесь фотограф должен быть гибким. С природой в Арктике бороться бессмысленно, бесполезно! Сколько бы ты слоёв одежды на себя ни надел, если ты не коренной житель Крайнего Севера, холод переносить всё равно категорически тяжело. Здесь на холод накладывается ещё и влажность, и сильные ветра, и перепады давления, и прочие вещи, которые сильно влияют на человека из обычного цивилизованного мира, даже на молодого и здорового.

– Полярный день, казалось бы, светло…

– Но у тебя весь ритм сбивается. Люди, бывает, дезориентируются практически полностью, путают день с ночью, сбиваются биологические ритмы, ты не можешь нормально мыслить, воспринимать реальность. А если взять в расчёт ещё и туманы, большое количество светлого неба, светлого низа, то это и снежная слепота, и т.д. Нормально может вырубить! Поэтому под все эти особенности нужно гибко подстраиваться. Нужен хороший подбор одежды и аксессуаров, чтобы, с одной стороны, тебе было не жарко и не холодно, чтобы ты бы мог нормально двигаться и нажимать кнопку фотоаппарата. Многослойность, лёгкие перчатки, тяжёлые перчатки, водонепроницаемый слой, дышащий слой и т.д.

И ты должен эти погодные условия максимально хорошо передать. Даже если у тебя в какой-то момент запотела камера – не бойся, жми на кнопку. Зато потом ты сможешь сказать: ребята, влажность кажется здесь больше, чем в тропиках, поэтому моя камера 80% времени была запотевшая, но это максимально передаёт то, как я воспринимал Арктику, потому что мой взгляд тоже всё время был как запотевший. Таким образом ты сможешь, казалось бы, типично бракованный кадр сделать эксклюзивным.

На фото Николай Гернета: Моевки собирают материал для строительства гнезда. Остров Гукера, ЗФИ

Целиком читайте на портале GoArctic