03.02.23 | 16:44

На чём «держится» работа в заповеднике?

На трёх китах: охрана, наука, экопросветительство

На чём «держится» работа в заповеднике? История природного биосферного заповедника «Таймырский» началась в феврале 1979 года с соответствующего постановления Правительства РСФСР №107, которое в 1994 году было дополнено указом о присоединении к заповеднику арктического участка. В октябре 1995 года «Таймырский» получил статус биосферного заповедника на основании решения Президиума международного координационного совета программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера», принятого по поручению Совета программы, что подтверждено Сертификатом, подписанным Генеральным директором ЮНЕСКО.

Заповедник состоит из четырех участков («Основная тундровая территория», «Лукунский», «Ары-Мас», «Арктический»), расположенных в Хатангском и Диксонском районах Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края.

На территории заповедника находятся два описанных, но официально не документированных памятников культуры: археологическая стоянка на ручье Олений и ясачное зимовье 1747 года на участке «Ары-Мас».

На вопросы корреспондента портала GoArctic любезно согласилась ответить Лариса Стрючкова, ведущий специалист по связам с общественностью ФГБУ «Заповедники Таймыра».

– Каков, на ваш взгляд, основной результат объединения трех заповедников: «Большого Арктического», «Таймырского» и «Путоранского», состоявшегося десять лет назад?

– Не секрет, что в 90-е наш заповедник, как и другие, функционировал в режиме выживания. После объединения в 2012 году и переходного периода, во время которого решался большой объем организационных задач, стало налаживаться финансирование, возобновилась научная деятельность, активизировались мониторинговые наблюдения.

– Вы имеете в виду «Летопись природы»? Расскажите подробнее, в чем ее суть и практическое значение.

– Мониторинг состояния всех охраняемых компонентов природной среды является основной научной программой заповедников. В «Летописи природы» собирается информация о состоянии экосистем за каждый год. На основе этих записей фундаментальная наука отслеживает динамику происходящих процессов. Мониторинг также позволяет выявить какую-то локальную проблему природного или антропогенного происхождения. К примеру, несколько лет назад именно наши ученые обнаружили, что численность дикого северного оленя, проходящего по территории заповедника, заметно снизилась.

Основная причина, как выяснилось, была в потеплении климата и более раннем, чем в прошлые годы, вскрытии рек, из-за чего молодняк оленей не успевал переправиться по льду. К сожалению, были случаи и браконьерства, когда оленей выбивали ради пантов. И хотя эта ситуация непосредственно к заповеднику отношения не имела, – ведь мы отвечаем за оленей только на нашей территории, к решению проблемы удалось подключить соответствующие государственные структуры.

– Меняются ли сегодня приоритеты в заповедной работе? Не наблюдается ли уклон в сторону национальных парков с их более либеральными нормами природопользования и охраны, с уклоном в коммерческое развитие туризма?

– Знаете, в современном мире иметь заповедники - это роскошь, и Россия может себе позволить оставить огромные территории в первозданном состоянии, взять их под охрану и в таком виде передать будущим поколениям. В отличие от большинства других стран, особенно в Европе, где такой возможности либо вообще нет, либо в очень ограниченном масштабе. По этой причине отечественная заповедная работа, как и прежде, держится на трех китах: охрана, наука, экопросветительство.

Туризм, о котором вы упомянули, является лишь составной частью экопросветительской деятельности. Мы не занимаемся организацией туров, для этого есть профессиональные туроператоры, и мы друг другу не конкуренты. В нашу задачу входит создание соответствующей инфраструктуры, от прокладки троп до строительства гостевых домов. С учетом нагрузки на природную среду мы разрабатываем маршруты разной сложности и протяженности, в том числе для школьников Хатанги. Мы считаем, что для местного населения очень важно получше узнать свою исконную территорию.

Фото: Д. Болдырев. Фотографии предоставлены ФГБУ «Заповедники Таймыра»

Целиком читайте на портале GoArctic