Андрей Попов, полярный аналитик: «На современной СП нет той романтики, которая была у нас, когда под тобой лёд трещит»
О ледяном острове СП-22 и Антарктиде, легендарных полярниках и непрерывных зимовках, строительстве ВПП при помощи взрывчатки и шанцевого инструмента, опасностях и ответственности, науке и технологиях

По стопам отца
Андрей Попов родился на Крайнем Севере в семье ледового разведчика. Это предопределило его будущую судьбу и выбор сферы деятельности. Хотя детство на Чукотке было суровым, но именно тогда Андрей и полюбил Арктику.«Я очень гордился своим отцом и гордился тем, что мой папа был ледовым разведчиком. Когда он возвращался с ледовой разведки, то пролетал над штабом морских операций и бросал вымпел, а потом обязательно проходил над нашим домом и покачивал крыльями самолёта. Я прекрасно понимал с самого раннего детства, что там мой папа, и он так передаёт мне привет».
Когда Андрею Попову было 11 лет, их семья переехала на Камчатку, где его отец возглавил местное управление Гидрометеослужбы. Но Андрей всё равно продолжал читать книги об арктических капитанах, путешественниках и исследователях, готовясь к поступлению в Ленинградское высшее инженерно-морское училища имени Макарова, которое в своё время закончил его папа. Но с первого раза сам поступить не смог, а от помощи отца отказался.
«Он задал мне провокационный вопрос: "Хочешь, я пойду к начальнику училища и договорюсь?". Я говорю: "Нет, не надо, сам поступлю". Поскольку у меня был год в запасе до армии, я пошел работать. Мы в Москву тогда уже переехали, папа получил достаточно большую должность начальника арктического, антарктического и морского управления в Государственном комитете по гидрометеорологии и контролю природной среды. Я работал техником лаборантом в НИИ "Гидрометприборостроения" и ходил на курсы. На следующий год успешно сдал все экзамены и попал в группу океанологов».
Андрей Вадимович всего в жизни привык добиваться собственными силами, чтобы его не считали просто сыном «того самого полярника Попова». Это было непросто, потому что отец задал очень высокую планку: его именем даже названо научно-исследовательское судно «Вадим Попов».
«В 1986 году было построено судно в Финляндии. Я был на приемке, потом мы пришли в Ленинград. Бабушка, папина мама приезжала. Мама и брат были на судне. А потом мы пошли на нем на Камчатку».
Работа в Арктике
Ездить в Арктику Андрей Вадимович начал во время учёбы – ещё будучи студентом принял участие в полноценной полярной морской экспедиции под руководством самого Трёшникова.«Во время учебы я был в Северной Атлантике, и один раз даже в тропиках оказался, хотя такие рейсы для полярников, для людей, которые занимаются Арктикой, это не частая история. А на практиках я очень много работал в Гренландском море, первый мой выход в Гренландское море был в экспедиции ПОЛЭКС-Север-76 [ПОЛЭКС – сокр. от Полярный эксперимент – ряд экспедиций по Программе исследований глобальных атмосферных процессов, разработанной Всемирной метеорологической организацией в 1970-х гг.]. Она возглавлялась Алексеем Фёдоровичем Трёшниковым, он тоже у нас был на борту, это была очень тяжелая экспедиция в плане погоды – средний ветер был около 20 метров в секунду в один из месяцев. Мы работали там 5 месяцев, волна достигала 10 метров. Был случай, когда волной чуть не смыло человека с аэрологической палубы, в это время мы проводили гидрологические работы. Другая волна разбила окна – толстые бронированные окна на прогулочной палубе. У начальников отрядов, иллюминаторы кают которых выходили на прогулочную палубу, выбило ряд окон, и их каюты заливало. Причем была вероятность, что кого-то могло покалечить, потому что как пули летели осколки этих окон».
Целиком читайте на портале GoArctic